07.04.2017

Полный текст решения Верховного Суда Республики Южная Осетия от 27 марта 2017 года по административному иску Габатты А.Х.. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии РЮО № 12/6 от 8.03.2017г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ 
100001, г.Цхинвал, ул. 13 Коммунаров 29 

 Именем Республики Южная Осетия 

 РЕШЕНИЕ 

резолютивная часть решения оглашена 27.03.2017г. 
полный текст решения изготовлен 30.03.2017г. 

г.Цхинвал                                                                                                                            Дело № 2-5 
27.03.2017г. 


Верховный Суд Республики Южная Осетия в составе: 
председательствующего Маргиевой И.А., 
судей Тибиловой М.В., Цховребовой К.А., 
при секретаре судебного заседания Джиоевой Н.Р., 
с участием Генерального прокурора Республики Южная Осетия Джагаева У.Ф., 
с участием административного истца Габатты А.Х., представителей административного истца Гогичевой Г.Г., по доверенности от 21 марта 2017г., Дзиовой А.М., по доверенности от 27 марта 2017г., 
представителя административного ответчика Центральной Избирательной комиссии Республики Южная Осетия Багаева М.В., по доверенности от 27.03.2017г. №225, 
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению уполномоченного представителя кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Бибилова Анатолия Ильича - Габатты Алана Хаджумаровича к Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия №12/6 от 8 марта 2017г. «Об образовании дополнительного избирательного участка и участка референдума за пределами территории Республики Южная Осетия», 


 у с т а н о в и л : 

Постановлением Парламента Республики Южная Осетия от 17 января 2017г. на 9 апреля 2017г. назначены выборы Президента Республики Южная Осетия. 
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 8 марта 2017г. N 12/6 «Об образовании дополнительного избирательного участка и участка референдума за пределами территории Республики Южная Осетия» образован избирательный участок и участок референдума №77 в с.Октябрьское на территории Республики Северная Осетия-Алания. 
Уполномоченный представитель РПП «Единая Осетия», выдвинувшей кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Бибилова Анатолия Ильича - Габатты Алан Хаджумарович обратился в суд с административным исковым заявлением к Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия N 12/6 от 8 марта 2017г. «Об образовании дополнительного избирательного участка и участка референдума за пределами территории Республики Южная Осетия» 
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что дополнительный избирательный участок и участок референдума №77 в с.Октябрьское на территории Республики Северная Осетия-Алания, образован с нарушением требований п.2 ст.18 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах президента Республики Южная Осетия», а именно в нарушение срока принятия решения об образовании вышеуказанного избирательного участка. В связи с этим постановление ЦИК РЮО №12/6 «Об образовании дополнительного избирательного участка и участка референдума за пределами территории Республики Южная Осетия» является незаконным и подлежит отмене. 
Административным истцом также указано, что образование дополнительного избирательного участка №77 неприемлемо, так как может повлечь нарушение прав кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Бибилова Анатолия Ильича, вследствие чего он не сможет провести полноценное ознакомление избирателей со своей программой и выслушать соответствующие предложения и напутствия. 
В судебном заседании Габатты А.Х. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, а также добавил, что 8 марта 2017г. состоялось заседание ЦИК РЮО, на повестке дня стоял вопрос о рассмотрении письма МИД РЮО от 03.03.2017г. об открытии участка для голосования в Пригородном районе РСО-Алания, которое было зачитано ЦИК РЮО непосредственно во время заседания, в нарушение Регламента ЦИК РЮО. В соответствии с ч.1 ст.4 Конституционного закона РЮО «О выборах Президента РЮО» выборы Президента РЮО проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию РЮО. Согласно п.15 ст.2 Конституционного закона Республики Южная Осетия "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия " избирательный округ – это территория, которая образована в соответствии с Конституционными законами Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия, и от которой непосредственно гражданами Республики Южная Осетия избираются депутат (депутаты) или выборное должностное лицо. 
Посольство и Консульство, являясь представительствами в государстве пребывания, несомненно, относятся к территории РЮО и осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РЮО, законами РЮО и иными нормативными правовыми актами РЮО. Следовательно, образование на их территории избирательных участков необходимо для реализации гражданами РЮО своего активного избирательного права. На основании изложенного, образование иных избирательных участков вне территории консульских учреждений недопустимо. Основанием для регистрации и учета избирателей и участников референдума, проживающих за пределами территории РЮО или находящихся в длительных заграничных командировках, является факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках. В соответствии со ст.24 Закона РЮО «Консульский устав РЮО» консульское учреждение осуществляет регистрацию (учет) граждан Республики Южная Осетия, находящихся на территории консульского округа и обладающих на день голосования на выборах в органы государственной власти активным избирательным правом, правом на участие в референдуме Республики Южная Осетия. 
Однако, Консульское агентство РЮО в г.Владикавказ не провело должную работу, необходимую для организации выборов РЮО. Является существенной недоработкой именно эта работа со стороны консульского агентства РЮО в г.Владикавказ, поскольку изготовление необходимого количества бюллетеней напрямую зависит от количества зарегистрированных избирателей. Указанных данных нет у Консульского агентства в отношении дополнительного избирательного участка и участка референдума. Согласно ст.10 Конституционного закона РЮО «О выборах Президента РЮО» избирательные участки за пределами Республики Южная Осетия образуются и формируются не позднее 40 дней до дня голосования и публикуются в СМИ не позднее, чем за 35 дней до дня голосования и референдума, что также не было сделано. 
4 марта 2017г. согласно ст.19 Конституционного закона РЮО "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия " были опубликованы в газете «Южная Осетия» списки избирательных участков и участков референдума: 72 избирательных участка на территории РЮО, избирательный участок в г.Москва, избирательный участок в г.Сухуми, избирательные участки в г.Владикавказ. Вышеизложенное, по мнению административного истца, дает основание считать постановку вопроса об образовании дополнительного избирательного участка на территории РФ грубейшим нарушением Конституции РЮО, Конституционных Законов РЮО, Законов РЮО, а также регламента ЦИК РЮО.  
Представитель административного истца Дзиова А.М. поддержала административный иск в полном объеме, согласно изложенным в нем доводам, а также указала, что оспариваемое постановление ЦИК РЮО было вынесено в нарушение ст.18 Конституционного закона РЮО «О выборах Президента РЮО», а именно п.3 указанной статьи, согласно которой на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не менее 20 и не более 2000 избирателей. Между тем, данными о количестве зарегистрированных избирателей, ЦИК РЮО при издании постановления от 08.03.2017г., не располагало. 
Кроме того, заявила, что образование дополнительного избирательного участка №77, может повлечь нарушение избирательных прав кандидата на должность Президента РЮО Бибилова А.И., в частности тем, что если выборы будут проходить с какими-либо процессуальными нарушениями, то они в соответствии с законом, должны быть признаны незаконными. Следовательно, в случае если за Бибилова А.И., по итогам голосования, проголосует большинство избирателей, то кто-нибудь из его оппонентов может заявить об отмене итогов голосования и о признании выборов незаконными. 
Представитель ЦИК РЮО Багаев М.В. с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции указал, что ЦИК РЮО при вынесении обжалуемого постановления от 08.03.2017г. 12/6 действовал в соответствии с действующим законодательством.  
В адрес ЦИК РЮО поступило письмо из МИД РЮО, где до сведения ЦИК РЮО доводится обращение Консульского агента РЮО Санакоева М.Б., в котором говорится о том, что в Консульское агентство поступают многочисленные обращения жителей Пригородного района, граждан РЮО с просьбой открыть избирательный участок для голосования 9 апреля 2017г. в Пригородном районе РСО-Алания, чтобы они смогли принять участие в выборах Президента РЮО и референдуме РЮО. 
В ст.23 Конституции РЮО закреплено, что граждане Республики Южная Осетия имеют право избирать и быть избранными, участвовать в референдуме. Это положение переходит в расширенном виде в п.4 ст.3 Конституционного закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», где указано, что гражданин Республики Южная Осетия, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в органы государственной власти и правом на участие в референдуме Республики Южная Осетия. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия обязана оказывать содействие гражданину Республики Южная Осетия в реализации установленных настоящим Конституционным законом, иными Конституционными законами Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия избирательных прав при проведении выборов в органы государственной власти и реализации права на участие в референдуме Республики Южная Осетия. 
Кроме того, считал, что обжалуемым постановлением ЦИК РЮО права кандидата на должность Президента РЮО Бибилова А.И. не нарушаются, в подтверждение чего просил суд приобщить к материалам дела распечатку статьи с официального сайта РПП «Единая Осетия», о том, что 06.03.2017г. Бибилов А.И. уже провел встречи с жителями п. Заводской и с.Октябрьское Северной Осетии. Также, Багаев М.В. указал, что 11.03.2017г., после издания постановления 08.03.2017г. №12/6, РПП «Единая Осетия» представила в ЦИК РЮО список членов УИК от РПП «Единая Осетия» для включения в список участковых избирательных комиссий, в том числе и в УИК Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания. 
Выслушав участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение Генерального прокурора Республики Южная Осетия, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 
Порядок образования избирательных участков, участков референдума установлен в статье 19 Конституционного закона Республики Южная Осетия от 19.11.2008г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия ". 
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи избирательные участки, участки референдума образуются Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия на основании данных о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Конституционного закона, из расчета не менее 20 и не более 2000 избирателей, участников референдума на каждом участке не позднее, чем за 50 дней до дня голосования на выборах и референдуме Республики Южная Осетия и за 30 дней до дня голосования на местных референдумах. 
Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что избирательные участки, участки референдума для граждан Республики Южная Осетия, находящихся на территориях иностранных государств, образует также Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия. Требование о числе избирателей, участников референдума, указанное в пункте 2 настоящей статьи, в этом случае не применяется. 
Согласно положениям ст.10 Конституционного закона Республики Южная Осетия от 7 сентября 2001года «О выборах Президента Республики Южная Осетия» в полномочии Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия при проведении и подготовке выборов Президента Республики Южная Осетия входит, в том числе образование и формирование избирательных участков за пределами Республики Южная Осетия не позднее 40 дней до дня голосования. 
16 февраля 2017года Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия издано постановление за № 8/2 «Об образовании и утверждении избирательных участков и участков референдума по единому избирательному округу Республики южная Осетия». 
28 февраля 2017года Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия издано постановление за № 9/4 «Об образовании избирательных участков и участков референдума за пределами Республики Южная Осетия».
3 марта 2017г. в адрес Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия поступило письмо за №558 из Министерства иностранных дел РЮО, которым до сведения ЦИК РЮО доводится обращение Консульского агента РЮО Санакоева М.Б., в частности в письме сказано: « В Консульское агентство РЮО г.Владикавказ поступают многочисленные обращения жителей Пригородного района РСО-Алания, граждан РЮО с просьбой открыть избирательный участок для голосования 9 апреля 2017г. в Пригородном районе, чтобы они смогли принять участие в выборах Президента РЮО и референдуме РЮО». 
8 марта 2017г. Центральная избирательная комиссия, рассмотрев на заседании письмо МИД РЮО № 558, большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса (10 голосов –за и 1голос- против), приняла решение об образовании избирательного участка и участка референдума №77 в с.Октябрьское на территории Республики Северная Осетия- Алания. 
8 марта 2017 года Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия издано постановление №12/6 «Об образовании дополнительного избирательного участка и участка референдума за пределами территории Республики Южная Осетия» , в соответствии с которым на территории Республики Северная Осетия-Алания в с.Октябрьское был образован дополнительный избирательный участок и участок референдума №77. 
Из указанного выше акта следует, что постановление от 08.03.2017г. N 12/6 издано ЦИК РЮО за пределами установленного Конституционными законами РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», «О выборах Президента Республики Южная Осетия» сроков, предусмотренных для образования избирательных участков и участков референдума за пределами территории Республики Южная Осетия. 
Вместе с тем, согласно ст. 23 Конституции Республики Южная Осетия важнейшей государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является право избирать и участвовать в референдуме.
В силу п.4 ст.3 Конституционного закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» гражданин Республики Южная Осетия, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в органы государственной власти и правом на участие в референдуме Республики Южная Осетия. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия обязана оказывать содействие гражданину Республики Южная Осетия в реализации установленных настоящим Конституционным законом, иными Конституционными законами Республики Южная Осетия, законами Республики Южная Осетия избирательных прав при проведении выборов в органы государственной власти и реализации права на участие в референдуме Республики Южная Осетия. 
Избирательное право относится к основным правам и свободам и является важнейшим элементом конституционного статуса гражданина. 
Нормы международного права предусматривают, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать (пункт «b» ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах). 
Каждый гражданин, проживающий или находящийся в период проведения национальных выборов за пределами территории своего государства, обладает равными с иными гражданами своего государства избирательными правами. 
Задача государства обеспечить реализацию избирательных прав граждан РЮО, проживающих за пределами РЮО. В этих же целях государство вправе образовывать избирательные участки не только в помещениях консульских учреждений или дипломатических представительств, но и в других местах в зависимости от концентрации своих граждан на территории иностранных государств. На выборах реализуется избирательное право не территории, а граждан, которые должны получить возможность проголосовать. Поэтому ч.3 ст.24 Закона РЮО от 03.08.2006г. «Консульский устав РЮО» прямо предусматривает возможность образования дополнительных избирательных участков вне помещений консульского учреждения или дипломатического представительства РЮО. 
Согласно ст. 37 Конституции Республики Южная Осетия важнейшей государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является судебная защита. 
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. 
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. 
Тем самым процессуальное законодательство исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения. 
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением и с требованиями в вышеизложенной формулировке, административным истцом указано, что дополнительный избирательный участок №77 образован в нарушение установленных Конституционными Законами Республики Южная Осетия сроков и может повлечь нарушение прав кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Бибилова Анатолия Ильича, вследствие чего он не сможет провести полноценное ознакомление избирателей со своей программой и выслушать соответствующие предложения и напутствия. 
Согласно ч.ч.1,3 и 4 ст. 36 Конституционного закона Республики Южная Осетия от 19.11.2008г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия " государство обеспечивает гражданам Республики Южная Осетия, избирательным, политическим партиям при проведении выборов и референдума свободное проведение агитации в соответствии с Конституционными и иными законами Республики Южная Осетия. 
Агитация при проведении выборов и референдума может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Зарегистрированный кандидат, политическая партия, инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. 
Частью 1 ст.37 указанного Конституционного закона предусмотрено, что предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. 
Аналогичные нормы закреплены в Конституционном законе Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» (глава 6 Предвыборная агитация. 
Таким образом, законом допускаются различные формы и методы предвыборной агитации. 
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. 
Как установлено судом, решением ЦИК РЮО от 02.03.2017г. Бибилов А.И. был зарегистрирован кандидатом на должность Президента РЮО, то есть именно с 02.03.2017г. у него возникло право на проведение предвыборной агитации. 
Обжалуемое постановление №12/6 было издано ЦИК РЮО 08.03.2017г, спустя шесть дней после регистрации кандидата на должность Президента РЮО Бибилова А.И. , то есть по прошествии незначительного времени со дня регистрации. 
Кроме того, как следует из представленной суду ЦИК РЮО распечатки с официального сайта РПП «Единая Осетия» , 06.03.2017г. , то есть до издания ЦИК обжалуемого постановления, Бибилов Анатолий Ильич, в рамках предвыборной агитации, провел встречу с жителями с.Октябрьское Северной Осетии, на территории которого и был образован дополнительный избирательный участок №77. 
Следует также отметить, что все зарегистрированные кандидаты на должность Президента Республики Южная Осетия поставлены законом в равные условия, обладают равными правами по проведению предвыборной агитации. 
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое административным истцом постановление ЦИК РЮО от 8 марта 2017г. №12/6, никоим образом не нарушает и не может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Бибилова А.И. при образовании дополнительного избирательного участка и участка референдума №77. 
Доказательств обратного со стороны административного истца не представлено. 
В этой же связи отсутствуют основания для признания постановления ЦИК РЮО от 08.03.2017г. №12/6 незаконным. 
Следовательно, в удовлетворении административного искового заявления Габатты Алана Хаджумаровича об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия №12/6 от 8 марта 2017г. «Об образовании дополнительного избирательного участка и участка референдума за пределами территории Республики Южная Осетия» следует отказать. 
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. статьями 175 - 180, 243, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд 


 решил: 

В удовлетворении административного искового заявления Габатты Алана Хаджумаровича, об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия №12/6 от 8 марта 2017г. «Об образовании дополнительного избирательного участка и участка референдума за пределами территории Республики Южная Осетия» -отказать. 
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Республики Южная Осетия. 


Председательствующий Маргиева И.А. 

Судьи Тибилова М.В. 
              Цховребова К.А.