16.03.2017

Полный текст решения Верховного Суда Республики Южная Осетия от 14 марта 2017 года по административному иску Кокойты Э.Дж. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии РЮО №11/2 от 4.03.2017г.





ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
100001, г.Цхинвал, ул. 13 Коммунаров 29


РЕШЕНИЕ

Именем Республики Южная Осетия


г.Цхинвал                                    №2-2
14.03.2017г.

Верховный Суд Республики Южная Осетия в составе:
Председателя Верховного Суда РЮО Хугаевой И.А.,
Заместителя Председателя Верховного Суда РЮО Джиоева В.В.,
судьи Верховного Суда РЮО Гиголаева А.Т.,
при секретаре судебных заседаний Санакоевой А.Ф.,
с участием Генерального прокурора Республики Южная Осетия Джагаева У.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кокойты Э.Дж. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии РЮО №11/2 от 4.03.2017г. об отказе Кокойты Эдуарду Джабеевичу в регистрации кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия и обязании Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия зарегистрировать Кокойты Эдуарда Джабеевича кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия №11/2 от 4.03.2017 года Кокойты Эдуарду Джабеевичу отказано в регистрации кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия.
Кокойты Э.Дж. обратился в Верховный Суд Республики Южная Осетия с административным иском (поименовано заявлением) об отмене Постановления, ссылаясь на его незаконность.
В иске указано, что изложенные в Постановлении основания для отказа в регистрации кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия  не соответствуют действительности, надуманны, формальны, получены с нарушениями действующего законодательства Республики Южная Осетия, Российской Федерации и международного права.
В иске  также отмечено, что у Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия не имелось оснований для вынесения постановления об отказе в регистрации кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия, поскольку все необходимые документы  для регистрации Кокойты Э.Дж. кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия  были представлены в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия.
Кроме того, указанным Постановлением нарушены его конституционные права и свободы человека и гражданина.
Полагает, что послужившие поводом для отказа документы, а именно предоставленные из  Министерства внутренних дел республики Южная Осетия (исх. от 02.03.2017г. №11/1), Комитета государственной безопасности Республики Южная Осетия (исх. от 01.03.2017г. №257 н/с), Управления внутренних дел  г.Цхинвал (исх.28.02.2017г.), не могут быть приняты Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия, так как не являются законными в силу действующего законодательства Республики Южная Осетия.
Министерство внутренних дел республики Южная Осетия и Комитет государственной безопасности Республики Южная Осетия в нарушение действующего законодательства  предприняли ряд действий, результатом которых стали неоднозначные, а в данном случае неверные действия.
Все показания соседей Э.Дж. Кокойты, проживающих по адресу: республика Южная Осетия, город Цхинвал, проспект Алана Джиоева, 131, квартира 1, были неверно истолкованы уполномоченными участковыми сотрудниками Министерства внутренних дел  Республики Южная Осетия, так как опрос и беседы с соседями велись смешанно на осетинском и русском языках, в дальнейшем неправильно сформулированы, что и нашло отражение в однозначных опросах, проведённых сотрудниками прокуратуры в рамках рассмотрения жалобы соседей на искажение их слов.
Также  Комитет государственной безопасности представил заключение, с приложением таблицы, в которой отражена информация о датах пересечения Э.Дж. Кокойты границы Республики Южная Осетия, в частности, даты "въезда" и "выезда".
Приведенные в указанной выше таблице даты пересечения (въезд в республику и выезд из нее) опровергаются приложенными к заявлению многочисленными фотографиями, а также показаниями свидетелей, которые полностью опровергают сведения, представленные Комитетом государственной безопасности Республики Южная Осетия.
Считает, что Конституционный Закон Республики Южная Осетия от 30.06.2016г. №74 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Южная Осетия от 07.09.2001г. "О выборах Президента Республики Южная Осетия", грубо нарушил право граждан на свободный выезд за пределы Республики, которое прямо закреплено пунктом 2 статьи 24 Конституции Республики Южная Осетия и незаконно дополнил исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к кандидату в Президенты Республики Южная Осетия, закреплённый в Конституции Республики Южная Осетия.
Данная норма нарушает закон о защите персональных данных, так как в соответствии с избирательным законодательством данные о датах выезда кандидата в Президенты не подлежат разглашению и опубликованию.
Полагает, что основания для отказа, выразившиеся в  том, что к   заявлению не приложены документы, подтверждающие членство в партии и отсутствие судимости являются надуманными и формальными,  так как из п.1 ст.29 Конституционного  закона «О выборах Президента Республики Южная Осетия» следует, что: «Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия в течение 10 дней со дня приема документов проверяет соблюдение кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками и инициативными группами избирателей требований настоящего Конституционного закона, в том числе порядка выдвижения кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия, порядка сбора подписей избирателей, а также полноту и достоверность представленных сведений о кандидате, доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Также,  в представленных в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия документах правомерно не отражен в качестве имущества (Транспортное средство) автомобиль марки Лада Гранта 219010, государственный регистрационный знак Р574ВВ15 (VIN: XTA219010G0389610), так как права собственности на него были прекращены 16.08.2016г. и, соответственно, М.Б. Толпарова (супруга Э.Дж.Кокойты) больше  не является его собственником.
В судебном заседании заявитель Кокойты Э.Дж. как и его представители по доверенности Санакоева Д.Ф. и Кесаев З.С.  требования иска в полном объеме поддержали и просили об их  удовлетворении.
Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия Багаев М.В.  иск не признал и просил суд оставить его без удовлетворения, полагая Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия №11/2 от 4.03.2017 года законным и обоснованным.
Заслушав объяснения административного истца, его представителей, представителя Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, выслушав заключение Генерального прокурора Республики Южная Осетия,  просившего отказать административному истцу в удовлетворении его требований суд находит, что иск Кокойты Э.Дж. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Республики Южная Осетия устанавливает, что Республика Южная Осетия суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Южной Осетии; Президентом Республики Южная Осетия может быть избран гражданин Республики Южная Осетия не моложе 35 лет, владеющий государственными языками Республики Южная Осетия и постоянно проживающий на территории Республики Южная Осетия последние 10 лет, предшествующих дню регистрации.
Пункт 1 статьи 1  Конституционного закона РЮО "О выборах Президента Республики Южная Осетия" воспроизводит указанную норму Конституции Республики Южная Осетия.
Таким образом, Конституция Республики Южная Осетия  и Конституционный  закон "О выборах Президента Республики Южная Осетия" предусматривают условия приобретения гражданином права быть избранным Президентом Республики Южная Осетия  в виде достижения им определенного возраста, срока постоянного проживания в Республике Южная Осетия  и наличия гражданства Республики Южная Осетия.
Исходя из смысла данных конституционных норм, их лексического и грамматического анализа, постоянно проживающим в Республике Южная Осетия не менее 10 лет может быть признан гражданин, непрерывно проживающий в государстве – Республике Южная Осетия не менее 10 лет, и этот срок должен непосредственно предшествовать проведению выборов.
Согласно абзацу  3 Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия  №11/2 от 4.03.2017г. Кокойты Э.Дж не может быть зарегистрирован кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия, так как постоянно не проживал на территории Республики Южная Осетия последние пять лет, предшествующих дню регистрации.
Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия  пришла к указанному выводу на основании сведений Комитета государственной безопасности Республики Южная Осетия о пересечении государственной границы  Республики Южная Осетия  Кокойты Э.Дж., за период с января 2015г. по декабрь 2016г. согласно которым Кокойты Э.Дж. находился за пределами Республики Южная Осетия в 2015г. 325 дней, а в 2016г. - 338 дней;   письма начальника Управления внутренних дел г. Цхинвал в адрес Министра внутренних дел Республики Южная Осетия  №1/1-278 от 28.02.2017г.  о том, что Кокойты Э.Дж. со слов соседей по адресу г. Цхинвал, пр. А.Джиоева 131/1 с 2012г. постоянно не проживал, а    также письма Государственного унитарного предприятия «Энергоресурс»,  из которого следует, что организация не располагает сведениями о показаниях приборов учета расхода электроэнергии и природного газа, установленных в квартире, расположенной по адресу: город Цхинвал проспект А.Джиоева, 131/1  с 2014г., поскольку нет доступа к абоненту.
В порядке подготовки к судебному разбирательству судом направлены запросы в Комитет государственной безопасности Республики Южная Осетия, Пограничную службу Комитета государственной безопасности Республики Южная Осетия и предложено административному истцу - Кокойты Э.Дж. представить данные о пересечении им государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска «Нижний Зарамаг».
В ответ на запрос из  Пограничной службы Комитета государственной безопасности Республики Южная Осетия получены  Распоряжение Президента Республики Южная Осетия «О порядке пересечения пограничного пункта пропуска «Рук» от 25 12.2014г. № 92 (далее - Распоряжение), Инструкция о порядке пропуска должностных лиц через пункт пропуска «Рук», утвержденная Председателем Комитета государственной безопасности Республики Южная Осетия 14 марта 2015г. (далее-Инструкция), а также Книги учета (по форме 9а) пересечения должностными лицами Республики Южная Осетия  пункта пропуска «Рук» за 2015- 2016 гг.
В судебном заседании Председатель Комитета государственной безопасности Республики Южная Осетия пояснил, что основанием для  фиксации пересечений должностных лиц  через пропускной пункт «Рук», в том числе и бывшего Президента Республики Южная Осетия  Кокойты Э.Дж. является п. 2 Распоряжения Президента Республики Южная Осетия от 25 12.2014г. № 92 и указанная выше Инструкция  от 14.03.2015г., о чем в Книгах учета 9а производится соответствующая  запись.
В силу п.2  Распоряжения  экс - президент Республики Южная Осетия Кокойты Э.Дж.   при следовании на служебном автотранспорте, при предъявлении служебного удостоверения, вправе без осмотра транспортного средства пересекать  государственную границу Республики Южная Осетия  в пункте пропуска «Рук».
Пункт 2 Инструкции содержит аналогичные положения.
Между тем,  положения Распоряжения и Инструкции  не содержат требования фиксировать в каком - либо виде передвижение указанных в них должностных лиц, в том числе и экс – Президента Республики Южная Осетия Кокойты Э.Дж.  через государственную границу Республики Южная Осетия  в пропускном пункте « Рук».
При таких обстоятельствах  суд считает, что сведения, изложенные в справке Комитета государственной безопасности Республики Южная Осетия от 01.03.2017г.№257н/с  не могут подтверждать   факт  пересечения Кокойты Э.Дж.   государственной границы Республики Южная Осетия через пропускной пункт « Рук» в указанный в справке период. Более того, в судебном заседании Кокойты Э.Дж. представлены доказательства, подтверждающие  наличие в справке недостоверных сведений, что не отрицал Председатель  Комитета государственной безопасности Республики Южная Осетия. Допрошенный в судебном заседании.  
С целью проверки доводов административного искового заявления судом по собственной инициативе было направлено письмо в адрес Генерального прокурора  Республики Южная Осетия  об оказании содействия в получении от компетентных органов Российской Федерации сведений о пересечении Кокойты Э.Дж. государственной границы между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией через контрольно – пропускной пункт  «Нижний Зарамаг» за последние 5 лет.
В ответ из Генеральной прокуратуры Республики Южная Осетия  поступило письмо за №1/1-54исх-17 от 12.03.2017г., которым переслана копия документа с запрашиваемыми сведениями за период с 01.01.2015г. по 06.03.2017 года, заверенная Генеральным прокурором Республики Южная Осетия и скрепленная круглой печатью Генеральной прокуратуры Республики Южная Осетия.
В соответствии с частями 2 и 3  статьи 70 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию.
В соответствии с частью 5 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан  с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
Поскольку в судебное заседание Генеральным прокурором Республики Южная Осетия не был представлен подлинник документа, а в ходе разбирательства не удалось установить, от какого органа он исходит, суд признает указанную копию недопустимым доказательством.
В заявлении о согласии баллотироваться в кандидаты Президента Республики Южная Осетия Кокойты Э.Дж. указал, что постоянно, непрерывно проживает на территории Республики Южная Осетия, адрес места жительства г.Цхинвал, пр. А. Джиоева, 131/1.
С целью установления данного факта представителем Кокойты Э.Д. Санакоевой Д. было заявлено ходатайство о допросе  свидетелей Кабулова А.А., Кочиева А.П.,Лалиева В.В.,Кокоева М.У.,Кокоева Х.А., Плиевой В.А.,Санакоевой М.З.,Романюк В.И., Кокоева Л.Г.,Токмаева З.И., Санакоева З.Г., Джиджоева Е.Г., Наниева А.Т.,Кокоева Л.Х., Медоева Д.Р., Битиева П.В., Лолоева А.В., которые  в судебном заседании подтвердили факт постоянного проживания  Кокойты Э.Дж. в Республике Южная Осетия.
Суд не принимает во внимание показания  вышеуказанных  свидетелей, относится к ним критически, поскольку они опровергаются другими доказательствами, исследованными судом.
В целях проверки довода административного иска о постоянном проживании Кокойты Э.Дж. в Республике Южная Осетия судом было направлено письмо в адрес Руководителя Администрации Президента Республики Южная Осетия  об оказании содействия в получении  сведений из компетентных органов Российской Федерации о пересечении Кокойты Э.Дж. государственной границы между Республикой Южная Осетия и Российской  Федерации через контрольно – пропускной пункт  «Нижний Зарамаг».
13 марта 2017г. из Администрации Президента Республики Южная Осетия  переслано в Верховный Суд Республики Южная Осетия  служебное письмо, поступившее в адрес Президента Республики Южная Осетия из войсковой части 2038 Пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в котором содержится информация о пересечении  Кокойты Эдуардом Джабеевичем  государственной границы Российской Федерации  в автомобильном пункте пропуска «Нижний Зарамаг»  на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации  за период с 03.02 2015г. по 26.02.2017г.
В соответствии с п.1 ст.1 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» Президентом Республики Южная Осетия может быть избран гражданин Республики Южная Осетия не моложе 35 лет, владеющий государственными языками и постоянно проживающий на территории Республики Южная Осетия последние 10 лет, предшествующих дню регистрации.
Поскольку Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия  №11/2  об отказе Кокойты Эдуарду Джабеевичу в регистрации кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия вынесено 4.03.2017г., десятилетний срок, установленный приведенной выше нормой следует исчислять с этой даты.
Из предоставленных сведений усматривается, что за период с 04.03.2017г.  по 04.03.2016г. Кокойты Э.Дж.  находился в Республике Южная Осетия  39 дней, а с 04.03.2016г. по 04.03.2015г.- 15 дней.
Данное доказательство свидетельствует о том что, Кокойты Э.Дж. постоянно не проживал на территории Республики Южная Осетия  последние два года, предшествующих дню принятия оспариваемого постановления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия.
При этом суд учитывает, что при подготовке дела к судебному разбирательству Кокойты Э.Дж. судом  предложено представить данные о пересечении им государственной границы  Российской Федерации  через контрольно – пропускной пункт  «Нижний Зарамаг» за последние пять лет, однако указанные сведения им не были представлены суду.
Непроживание Кокойты Э.Дж. на территории Республики Южная Осетия  постоянно  в указанный период подтверждается также другими доказательствами, а именно,  рапортом  уполномоченного участкового милиционера   Управления внутренних дел  г.Цхинвал начальнику Управления внутренних дел  г.Цхинвал от 27.02.2017г. о том, что при проведении планового подворного обхода установлено, что по адресу пр. А.Джиоева, 131 в квартире 1 никто не проживает; объяснением  жителя дома по пр. А. Джиоева , 131/7  Харебова Л.А. из которого следует, что за период с 2012 г. по настоящее время Кокойты Э.Дж. постоянно не проживает по адресу пр.А.Джиоева 131/1; письмом  Генерального директора Государственного унитарного предприятия  «Энергоресурс»  Габараева А.В. от 01.03.2017г. №114,  из которого следует что, организация не располагает сведениями о показаниях приборов учета расхода электроэнергии и природного газа, установленных в квартире, расположенной по адресу г.Цхинвал пр. А.Джиоева, 131/1  с 2014г., поскольку нет доступа к абоненту.
Таким образом,  выводы  Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, изложенные в оспариваемом Постановлении о непроживании  Кокойты Э.Дж. постоянно  на территории Республики Южная Осетия  последние пять лет нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Одним из оснований отказа Кокойты Э.Дж в регистрации кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия послужило то, что, по мнению Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия им   предоставлена недостоверная информация по разделу 5.1 Сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, предусматривающих предоставление сведений об объектах недвижимости, находящиеся в пользовании.
В судебном заседании представитель Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия Багаев М.В.  пояснил, что в заявлении о согласии баллотироваться  Кокойты Э.Дж. указал в качестве места жительства г. Цхинвал, пр. А. Джиоева, д.131, кв.1, а в декларации  о доходах Кокойты Сослана Эдуардовича, сына кандидата, указан адрес Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, ул. Свободы, 91. На этом основании Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия  пришла к выводу, что кандидат и члены его семьи пользуются двумя помещениями, одно из которых Кокойты Э.Дж. не указал в разделе 5.1. Сведений, что является основанием для отказа ему в регистрации.
В соответствии с п. «г» пункта 8 статьи 28 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» уполномоченные представителями политических партий, избирательных блоков и инициативных групп избирателей  представляют сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за три года, предшествующих году назначения выборов, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указанные сведения представляются  по форме, установленной в Приложении № 3 настоящего Конституционного закона.
Разделом 5.1 указанного Приложения предусмотрено предоставление сведений об объектах недвижимого имущества, находящегося в пользовании кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
По смыслу избирательного законодательства адресом места жительства является адрес (район, город, населенный пункт, улица, номера дома и квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства.
В судебном заседании Кокойты Э.Дж пояснил, что адрес: Республика Северная Осетия - Алания, Алагирский район, ул. Свободы, 91 является местом регистрации его сына Кокойты С.Э. в Российской Федерации, однако сын по месту регистрации не проживает, поскольку является студентом Московского государственного университета им. М. Ломоносова и проживает в общежитии  Высшего учебного заведения,  а  поэтому   в разделе 5.1 Сведений не следовало указывать право пользования  недвижимым имуществом по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, Алагирский район, ул. Свободы,91.
Между тем, Кокойты Э.Дж. не представил доказательства, подтверждающие указанные доводы, в связи с чем суд полагает, что Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия  правомерно посчитала основанием для отказа  ему в регистрации на должность кандидата в Президенты Республики Южная Осетия недостоверность информации по разделу 5.1 Сведений.
По мнению Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия  инициативной группой избирателей по выдвижению Кокойты Э.Дж. кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия не выполнено требование подпункта «в» пункта 8 статьи 28 Конституционного закона Республики Южная Осетия  «О выборах Президента Республики Южная Осетия», а именно, к заявлению о согласии баллотироваться не приложены документы, подтверждающие членство в партии и отсутствие судимости.
Из материалов дела усматривается, что уполномоченными представителями инициативной группы по выдвижению Кокойты Э.Дж. кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия наряду с документами, указанными в части 8 статьи 28 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» представлено заявление Кокойты Э.Дж. о согласии баллотироваться, в котором в числе сведений, предусмотренных пунктом  «в» части 8 указанной статьи, Кокойты Э.Дж. указал: «Являюсь членом Республиканской Политической партии «Единство»; наличие судимости – не имею».
В судебном заседании представитель Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия пояснил, что в соответствии с требованиями закона к заявлению кандидата о согласии баллотироваться должны быть приложены копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения, в частности, Кокойты Э.Дж. следовало приобщить к заявлению документ об отсутствии судимости и документ, подтверждающий членство в Республиканской политической партии  «Единство».
Допрошенный в судебном заседании представитель инициативной группы по выдвижению Кокойты Э.Дж. на должность Президента Республики Южная Осетия Караев В.В. пояснил, что при подаче документов в  Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия он уточнял у членов Центральной избирательной комиссии  Цховребовой М.А. и Авлоховой К. необходимость подтверждения сведений об отсутствии судимости, на что ему ответили, что такой необходимости нет.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 статьи 28 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» инициативная группа представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия заявление кандидата о согласии баллотироваться, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), срок проживания на территории Республики Южная Осетия, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Республики Южная Осетия, наименование выдавшего его органа. Если кандидат является членом политической партии (иного общественного объединения), он указывает в заявлении о своей принадлежности к этой партии (объединению) и свой статус в этой партии (объединении). Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указывается о его судимости, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. К заявлению прилагаются копии паспорта или документа, заменяющего паспорт, и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения.
По смыслу данной статьи на кандидата возложена обязанность указать сведения о судимости в случае, если у него имелось или имеется судимость, а также, если судимость снята или погашена.
Что касается членства в партии, достоверность указанных Кокойты Э.Дж. сведений не опровергнута Центральной  избирательной  комиссией Республики Южная Осетия, подтверждена в ходе судебного заседания, в связи с чем  суд полагает, что законных оснований для отказа в регистрации по мотиву непредставления документов о членстве в партии и отсутствии судимости у Центральной  избирательной комиссии Республики Южная Осетия не имелось.
Как следует из материалов дела  основанием для  отказа в регистрации Кокойты Э.Дж. в качестве кандидата в Президенты Республики Южная Осетия  также послужило то, что в представленных инициативной группой избирателей по выдвижению кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Кокойты Э.Дж.  Сведениях об имуществе и обязательствах имущественного характера в разделе 2 (транспортные средства) не указан автомобиль марки Лада 219010 Гранта, государственный регистрационный знак Р 574ВВ15.
В соответствии с п.4 ст.29 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» от 07.09.2001 г. регистрация кандидата не производится в случае нарушения Конституции Республики Южная Осетия, несоблюдения требований настоящего Конституционного закона, в том числе в  случае предоставления не полных и (или) недостоверных сведений о кандидате, доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата,  его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно п. «г», «д» и «е» ч.8 ст.28 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» от 07.09.2001г. уполномоченными представителями политических партий, избирательных блоков и инициативных групп избирателей до 18 часов не позднее чем за 35 дней до выборов в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия, в том числе представляются:
г)  сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за три года, предшествующих году назначения выборов, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
д) сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории  Республики Южная Осетия, об источнике получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, а также сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Республики Южная Осетия кандидата, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей;
е) сведения о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства ,ценных бумаг, акций, (долей участия, прав в уставных капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Сведения, указанные в подпунктах «г» - «е» настоящего пункта, предоставляются по форме, установленной настоящим Конституционным законом.
Инициативной группой по выдвижению Кокойты Э.Дж. кандидатом в Президенты Республики Южная Осетия в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия представлены декларации о доходах за 2014, 2015, и 2016годы  несовершеннолетнего сына и супруги Кокойты Э.Дж. и сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Кокойты Э.Дж.
Из протокола рабочей группы из членов Центральной  избирательной комиссии Республики Южная Осетия с правом решающего голоса, по итогам проверки соблюдения инициативной группой избирателей, порядка выдвижения кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия Кокойты Э.Дж. документов, представленных уполномоченными представителями инициативной группы избирателей необходимых для регистрации кандидата, следует, что согласно представленным инициативной группой избирателей по выдвижению кандидатом Сведениям об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Кокойты Эдуарда Джабеевича в п.2 (транспортные средства) не указан автомобиль марки Лада 219010 Гранта, государственный регистрационный знак Р574вв15.
Согласно приложению к письму Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия за № 1\1-100 от 02.03.2017г. (письмо № 13/4 от 28.02.2017г. об информационно-справочных учетах Министерства внутренних дел России) по состоянию на 28.02.2017г. на имя супруги кандидата Толпаровой Мадины Борисовны, зарегистрированной по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, город Алагир, улица Свободы, дом, 91 зарегистрирован вышеуказанный автомобиль (карточка учета прилагается). Таким образом, в Сведениях об имуществе и обязательствах имущественного характера указаны недостоверные сведения по разделу 2 «Транспортные средства».
В материалах проверки указано, что машина, принадлежащая супруге кандидата, поставлена на учет 04.08.2016г., то есть в течение последних трех лет. Однако она не указана в Сведениях об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также в справке о расходах супруги кандидата.
Подпункт «е» пункта 8 статьи 28  Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» гласит, что в Центральную избирательную комиссию представляются сведения о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, совершенной в течение последних трех лет, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Даже в результате совершения безвозмездной сделки она все равно должна быть указана в разделе 2 «Транспортные средства» Сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Из представленных Центральной  избирательной  комиссией Республики Южная Осетия документов подтверждается, что за супругой Кокойты Э.Дж. по состоянию на 28.02.2017 года зарегистрировано транспортное средство Лада 219010 Гранта, государственный регистрационный знак Р 574ВВ15.
Административный истец в заявлении утверждает, что он правомерно не указал в Сведениях об имущественном обязательствах имущественного характера в разделе 2 (транспортные средства) автомобиль марки Лада 219010 Гранта, государственный регистрационный знак Р 574 ВВ 15,ссылаясь на то, что 16.08.2016г. его супруга  Толпарова М.Б. и Магкеев А.А. заключили договор купли-продажи транспортного средства, по  условиям которого Толпарова М.Б. продала Магкееву А.А. автомобиль марки Лада 219010 Гранта, государственный регистрационный знак Р 574ВВ 15. На основании акта приема – передачи транспортного средства от 16.08.2016г. Толпарова М.Б. передала Магкееву А.А. указанный автомобиль со всеми документами и ключами.
С указанным доводом суд соглашается в связи со следующим.
По смыслу п.2.ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом  на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
При этом право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п.1.ст.223 ГК РФ)
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (абз.1 п.2 ст.223 ГК РФ).
Поскольку транспортное средство  по своей правовой природе относится к движимому имуществу, его отчуждение государственной регистрации не подлежит, момент возникновения права собственности на такую вещь возникает с момента ее передачи.
В силу п.1 ст. 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Исходя из условий договора купли-продажи от  16.08.2016г. Толпарова М.Б. продала автомобиль Лада Гранта(VIN) ХТА21901060389610 Магкееву А.А. за 90000 рублей.
Из акта приема-передачи транспортного средства от 16.08.2016г. усматривается, что Толпарова М.Б. передала Магкееву А.А. указанный автомобиль, и получила денежную сумму в размере 90000рублей.
Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердил свидетель Магкеев А.А. и показал, что указанный автомобиль 03.03.17г. поставлен на учет на его имя.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что между Толпаровой М.Б. и Магкеевым А.А. до предоставления в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия Сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, состоялась сделка, отвечающая требованиям гражданского законодательства, результатом которой явилось прекращение права собственности Толпаровой М.Б. на автомобиль Лада 219010 Гранта, государственный регистрационный знак Р574ВВ15 и возникновения права собственности на указанный автомобиль у Магкеева А.А.
То обстоятельство, что автомобиль на момент подачи в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия Сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, не прошел государственную регистрацию в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения: не был снят с учета прежним собственником Толпаровой М.Б. и не поставлен на учет на имя нового собственника - Магкеева А.А., об обратном не свидетельствует.
По смыслу п.3 ст.15 Федерального закона от 10 декабря 1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.3 Постановления Правительства Российской  Федерации  от 12 августа 1994года № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества носит исключительно учетный (не правоустанавливающий) характер, то есть осуществляется в целях допуска транспортного средства к участию в дорожном движении с точки зрения его безопасности.
Законом не установлено, что сделки, совершенные в отношении транспортных средств, подлежат обязательной государственной регистрации, и не устанавливается правило о том, что право собственности на это имущество возникает лишь после регистрации в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
При этом государственная регистрация транспортных средств не является государственной регистрацией в том смысле, который в  силу закона порождает право собственности. Государственная регистрация транспортных средств имеет своей целью подтверждение владения лицом транспортным средством в целях государственного учета, и по своему содержанию является административным актом, с которым закон (п.1 ст.8 ГК РФ) связывает возможность пользования приобретенным имуществом.
Таким образом, Толпарова М.Б., которая передала автомобиль Лада 219010 Гранта, государственный регистрационный знак Р574ВВ15,с фактической передачи Магкееву А.А. не является его собственником, с момента такой передачи- 16.08.2016года. То есть на момент подачи Сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера не являлась собственником указанного автомобиля.
Учитывая то обстоятельство, что на момент подачи сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга Кокойты Э.Дж. не являлась собственником автомобиля Лада 219010 Гранта, государственный регистрационный знак В 574вв15, у Кокойты Э.Дж. не было обязанности указывать данный автомобиль в Сведениях об имуществе и обязательствах имущественного характера в разделе 2 (Транспортные средства).
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое административным истцом Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия  в части, касающейся основания для отказа в регистрации не указание Кокойты Э.Дж. в Сведениях об имуществе и обязательствах имущественного характера в разделе 2 (Транспортные средства) автомобиля марки Лада 219010 Гранта, государственный регистрационный  знак Р 574ВВ15, нельзя признать законным.
В соответствии со ст.6 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, принципами административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел: состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
На основании ст.9 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве.
Частью 2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актом, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействия);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга, либо возникла реальная угроза их нарушения;
3)подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
3.Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными  служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Исходя из  положений ч.3 ст.62 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, учитывая специфику рассматриваемого дела, суд считает возможным проверить наличие оснований для отказа в регистрации кандидата Кокойты Э.Дж. по подпункту «е» пункта 8 статьи 28 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» от 07.09.2001 г.
При этом суд учитывает, что Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия  при принятии решения об отказе в регистрации Кокойты Э.Дж. кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия  не располагал сведениями о совершенной супругой Кокойты Э.Дж. Толпаровой М.Б. сделки купли-продажи транспортного средства от 16.08.2016г.
Исходя из предмета и оснований поданного административного иска, по настоящему делу обязательному установлению подлежат обстоятельства наличия законных оснований для принятия оспариваемого постановления.
Между тем, в судебном заседании установлено, что супруга Кокойты Э.Дж.  Толпарова М.Б. 16.08.09г. получила доход в размере 90000 рублей в результате продажи  транспортного средства.
Вместе с тем из представленной в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия декларации о доходах Толпаровой М.Б.за 2014,2015,2016 годы усматривается, что последняя за указанные три года ни одного денежного поступления не имела.
Таким образом,  Кокойты Э.Дж. представлены недостоверные сведения о доходах супруги, что в соответствии с п.4 ст.29 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что  Центральная избирательная комиссия  Республики Южная Осетия, обоснованно руководствуясь ст. 48 Конституции Республики Южная Осетия, Конституционным законом Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия»  приняла решение   об отказе Кокойты Эдуарду Джабеевичу в регистрации кандидатом на должность Президента  Республики Южная Осетия.
В связи с изложенным, в соответствии с ч.244 Кодекса административного судопроизводства в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства, ч.5 ст.29 Конституционного закона Республики Южная Осетия  «О выборах Президента Республики Южная Осетия», суд


Р Е Ш И Л:


В удовлетворении административного искового заявления об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия  №11/2 от 04.03.2017 г. об отказе Кокойты Эдуарду Джабеевичу в регистрации кандидатом на должность Президента  Республики Южная Осетия  и обязании Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия зарегистрировать Кокойты Эдуарда Джабеевича кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия – отказать.
Решение суда является окончательным.


Председательствующий                    И.А. Хугаева


Судьи:                                В.В. Джиоев


                                             А.Т. Гиголаев